Версия сайта для слабовидящих
Воскресенье, 19.05.2024, 00:56
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » На заметку! » Праздники и памятные даты

учитель-дефектолог Владимирова С.Г.

О профессии учителя-дефектолога

Многим детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) показаны занятия с учителем-дефектологом. К категории детей с ОВЗ в настоящее время относят детей, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.

Внимательные родители часто сами видят, что ребенок отстает от сверстников в развитии, и приходят за помощью к специалисту. Получить направление на занятия с учителем-дефектологом можно у районного детского психиатра. Иногда родители думают, что занятия с учителем-дефектологом будут длиться до выпуска ребенка из детского сада, а в дальнейшем такие дети продолжат обучение в коррекционных школах. Это не совсем так. Если педагог работает с дошкольником, который нуждается в восполнении пробелов предшествующего этапа обучения и воспитания и не обладает отклонениями психического и физического характера, то занятия заканчиваются, как только пробелы в знаниях будут восполнены.

Учитель-дефектолог проводит психолого-педагогическую диагностику, выявляет особенности в развитии ребенка, способности к обучению, подбирает коррекционно-развивающие методики, определяет образовательный маршрут и проводит коррекционно-развивающую работу, направленную на максимальную компенсацию и коррекцию недостатков развития детей; повышение познавательной активности и развитие основных психических процессов у детей (восприятие, внимание, память, мышление и др.), развитие коммуникативной и речевой деятельности детей. Учитель-дефектолог ведет консультирование родителей, во время которого родители учатся необходимым приемам обучения и воспитания своего ребенка.

В детских садах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата учителя-дефектологи являются широкопрофильными специалистами, которые оказывают профессиональную коррекционную помощь детям с различными видами заболеваний.

Диагноз задержка психического развития ставится детям после 3-х лет. Такой ребенок отстает в развитии от сверстников, плохо говорит, пользуется лепетными словами и жестами, неловкий, неуклюжий, невнимательный, не запоминает детские стихи… Дефектолог проводит диагностику для того, чтобы определить, на какой возраст реально развит ребенок, определяет основные задачи развития и намечает план коррекционных занятий. Речь и мышление тесно взаимосвязаны, поэтому, дефектолог занимается и развитием речи, занятия носят комплексный характер и направлены на коррекцию всех сторон психической деятельности.

Дети с выраженной интеллектуальной недостаточностью имеют нарушения всех сторон психической деятельности и нуждаются в обучающей, направляющей, стимулирующей помощи со стороны педагога и родителей. Дефектолог знает методики обучения таких детей, владеет специальными коррекционными приемами и методами и дает детям знания, умения и навыки, необходимые для социальной адаптации.

Дети с ДЦП имеют двигательные нарушения, нарушения в развитии речи, могут иметь нарушения интеллекта. Степень выраженности отклонений может быть различной, при этом степень выраженности двигательных нарушений не является показателем степени отставания в психическом развитии или отсутствие речи у ребенка с ДЦП не указывает на умственную отсталость. Дефектолог проводит диагностическое обследование с учетом двигательных и речевых возможностей ребенка, определяет уровень сформированности навыков, объем знаний и представлений, уровень развития психических функций. По результатам обследования определяется программа обучения, учебный материал адаптируется для конкретного ребенка. Таким образом, обучение и развитие становится доступным. Кроме индивидуальных особенностей развития дети с ДЦП имеют и ряд характерных общих проблем, с которыми работает дефектолог: развитие пространственных представлений и пространственного восприятия; развитие произносительной и коммуникативной стороны речи, обогащение словаря; развитие графических навыков; развитие устойчивости зрительного внимания и зрительно-моторной координации.

Дети с расстройством аутистического спектра имеют специфику в развитии эмоционально-волевой сферы и социальной коммуникации, интеллектуально ребенок может даже опережать свой возраст, но часто проявления аутизма сопровождаются интеллектуальной недостаточностью. Степень выраженности аутистических черт, навыков коммуникации, интеллектуального развития определяют формы и содержание коррекционных занятий.

Дети с СДВГ – трудные дети, которых воспитатели в детском саду называют невоспитанными, а учителя ругают за плохое поведение и сажают на последнюю парту. Важно понимать, что дети этой категории – это дети с низким психическим тонусом, быстро утомляемые, быстро пресыщающиеся одним видом деятельности. Дефицит внимания – это неспособность произвольно удерживать внимание определенное время, гиперактивность – двигательная расторможенность, которая возникает, как следствие утомления и низкого тонуса. Дети с СДВГ, даже при хорошем интеллекте, часто не усваивают дошкольную общеобразовательную программу без индивидуальной помощи учителя-дефектолога. Они нуждаются в специальной форме подачи учебного материала, распределенного по времени с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Дефектолог оказывает помощь в обучении, а также может разработать рекомендации для родителей и педагогов.

Учитель-дефектолог готовит детей к школе. На занятиях по подготовке к школе дефектолог учит детей считать, формирует графомоторные навыки и готовность к школьному обучению, развивает учебную мотивацию. Обладая специальными знаниями, дефектолог проводит занятия по подготовке к школе со всеми категориями детей, готовит к обучению, как в общеобразовательной школе, так и в СКОШ V, VI, VII, VIII вида.

 

Учитель-дефектолог С. Г. Владимирова

Категория: Праздники и памятные даты | Добавил: comille (28.04.2017)
Просмотров: 879 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar